Как работает автоматическая коробка передач?

Время идет, автоматизированные механизмы приходят на замену механическим. Коснулось это и системы управления двигателем автомобиля. Статистика показывает, что все больше водителей предпочитают коробку автомат, механику же выбирают либо любители драйва, либо приверженцы «старой школы».

Принцип работы автоматической коробки передач

Основное назначение, которое имеет автоматическая коробка передач: изменение направления крутящего момента, прием, преобразование и передача.

Различаются эти механизмы:

  • По способу переключения;
  • По типу сцепления;
  • По количеству передач;
  • По типу используемых актуаторов.

автоматическая коробка передачРазбирать мы будем самую распространенную модель АКПП, а именно классический 4-ступенчатый автомат с гидротрансформатором и гидравлическими приводами. Остальные варианты работают по такой же схеме, отличается там разве что способ переключения.

Начнем с устройства:

  1. Гидротрансформатор – механизм, который при помощи рабочей жидкости выполняет передачу и преобразование крутящего момента. В качестве рабочей жидкости чаще всего используется специализированное трансмиссионное масло.
  2. Планетарный редуктор. Таким приятным именем назвали узел, который состоит из водила, сателлитов, коронной шестерни и «солнечной шестерни».
  3. Система гидравлического контроля – это связка механизмов, управляющих планетарным редуктором.

Чтобы усвоить принцип, как работает коробка передач автомат, нужно изучить каждое устройство. Начнем с гидротрансформатора.

Гидротрансформатор

Само устройство довольно сложное, ведь в гидротрансформатор входит огромное количество деталей. Нам важно знать, какую функцию он выполняет и на что влияет. Гидротрансформатор выступает в роли гидромуфты и сцепления, его задача передать крутящий момент на планетарный механизм.

Видео: Подробно о Гидротрансформаторе АКПП

А теперь простыми словами: попробуйте представить два диска с большим количеством лопастей – расположены эти диски параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Первый диск (на техническом языке он называется крыльчаткой) – это насосное колесо. Оно жестко крепится к маховику. Вторая крыльчатка – это турбинное колесо. Этот элемент напрямую соединяется с планетарным механизмом.

Между турбинным колесом и насосным находится та самая рабочая жидкость.

Принцип работы: насосное колесо крутится при помощи маховика и тем самым гонит жидкость на турбинное колесо, за счет этих действий крутящий момент отправляется прямиком на планетарный механизм.

Планетарный редуктор

В планетарный редуктор входят планетарные элементы, ленточные тормоза и муфты сцепления. Редуктор представляет собой набор шестеренок, которые собраны вокруг ведомой шестерни. Если конкретнее, то в центре механизма находится солнечная шестерня, ходят «вокруг» неё сателлиты, прикрепляемые к водилу. Коронная шестерня является основной для сателлитов. Рисунок должен рассказать вам больше.

планетарный редуктор

Вся суть работы автомата заключается в этом механизме: передаточное числе изменяется за счет разблокировки или блокировки трех основных шестерен в различных комбинациях.

Когда водитель дает газ, количество оборотов растет, под действием усилия происходит разблокировка шестерен и скорость увеличивается, тормоз же дает обратный эффект.

Количество планетарных рядов зависит от количества передач – к примеру, 3-ступенчатая коробка оснащена двумя рядами, 4-ступенчатая – тремя. В зависимости от производителя АКПП, количество и схемы могут меняться. Но кто управляет блокировкой и разблокировкой этого сложнейшего механизма? Гидравлическая система.

Гидравлическая система

Система гидравлического управления включает в себя масляные каналы, различные исполняющие устройства, масляный насос, систему клапанов и центробежного регулятора. Процесс управления напрямую связан с нагрузкой на муфты и скоростью. Как происходит первая передача? Масляный насос во время старта двигателя обеспечивает определенное давление, влияющие на алгоритм шестерен планетарного ряда таким образом, чтобы на выходе был минимальный крутящий момент. В этом и заключается секрет, вы добавляете мощности – гидравлическая система подает разное давление для перехода с одной комбинации шестерен на другую.

 гидравлическая система

Что происходит, если мы едем в гору? Количество оборотов, полученное на прямой дороге, не сможет обеспечить нормального хода автомобиля в гору. Верно, для этого и нужен регулятор нагрузки на колеса. Как только нагрузка увеличивается, регулятор довольно быстро сбрасывает все давление, а затем процесс начинается по-новому. Если же на панели контроля водитель выбирает пониженные передачи, гидравлический комплекс выставляет такую комбинацию насоса, при которой невозможен переход на повышенные передачи. Не так уж и сложно?

Подытожим

Коробка передач автомат обеспечивает повышенным комфортом во время вождения, она не даст эксплуатировать двигатель в повышенных нагрузках, водитель может тормозить двигателем. В недостатки можно занести отсутствие драйва во время старта, отсутствие возможности завести мотор «с толчка», а также низкий КПД.

Похожие записи:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля