Выжимной подшипник сцепления

Сцепление является необходимой составной частью различных агрегатов и механизмов. Самые распространённые из них – автотранспорт. Но естественно не только они и даже не только агрегаты с двигателями внутреннего сгорания.

Суть сводится к соединению и разъединению двух осей: движущейся и неподвижной. В механике это называется передачей крутящего момента с ведущего вала на ведомый.

выжимной-подшипник-сцепления

Может находиться в двух положениях:

  • рабочем, включённом (когда валы сцеплены меж собой);
  • нерабочем, выключенном (когда связь меж валами разорвана).

Меж ними существуют переходные процессы: неполное зацепление, когда сцепной механизм вращается с проскальзыванием. Состояние определяет выжимной подшипник сцепления. Рассмотрим механику работы.

Лишняя ли это деталь?

В принципе, да. Без него автомобиль и многие другие агрегаты работать будут. Возможно не так долго, и быстро подвергнутся износу, но будут.

Что делает? Основная заслуга не в том, что передаёт крутящий момент с одной оси на другую, а в том, что выступает демпфером между ними.

Без сцепки вращение (крутящий момент) сразу будет подаваться на конечное приспособление (к примеру, колёса автотранспорта или гребной винт судна). В случае с двигателем внутреннего сгорания такая прямая связь приведёт к дёрганью авто, резким ударным нагрузкам на детали трансмиссии, двигателя. Что привело бы к ускоренному износу и большим сложностям в управлении.

Можно обойтись и без него, к примеру, используя электродвигатели.

Приспособление обеспечивает плавность соединения. Крутящий момент не сразу весь передаётся на конечное приспособление, а постепенно, по мере усиления. Благодаря этому не возникает ударной нагрузки на детали двигателя и трансмиссии. Конечное приспособление начинает плавное кручение.

комплект-сцепления

Как работает?

Принцип работы прост.

  1. Включённое состояние.
    Имеется ведущий вал (в автомобилях на нём посажен маховик). К оси плотно прижимают устройство сцепки (в случае автомашины к маховику прижат круг посредством мощных пружин). За счёт силы трения вращение передаётся на приспособление (в автомобиле – на ведомый диск). Устройство сцепки жёстко связан с конечным устройством (в автомашине – ведомый диск находится на валу коробки передач).
  2. Выключенное состояние.
    При необходимости снять вращение с конечного устройства тем или иным способом отжимают оси друг от друга (в случае автомобиля круг отжимают).
  3. Переходное состояние.
    При включении, выключении происходит демпфирование крутящего момента. Механизм сцепки проскальзывает по ведущей оси, находясь в неполном соединении (в случае с автомашиной круг скользит по маховику).

Чем дольше длится переход, тем большему износу подвергнется агрегат.

Где же выжимной?

Для соединения и разъединения механизма сцепки применяют выжимные подшипники сцепления. Он нужен, чтобы двигать механизм: отжимая его от ведущей оси или прижимая к ней (в случае автомашины маховика и диска).

В рабочем состоянии ведомый вращается. Для отсоединения двигателя от коробки передач к нему требуется приложить усилие, чтобы отжать. Вилка выключения давит на выжимной, который одной из своих частей давит на пружины вращающейся корзины. Они в свою очередь снимают давление с ведомого круга.

Одной стороной подшипник остаётся на неподвижном корпусе, другой стороной касается быстро вращающихся частей. В рабочем положении выжимной обычно не вращается.

Виды

По действию можно подразделить на нажимные и оттягивающие. Первые – нажимают на пружины, прижимающие диск к маховику, уменьшая тем самым силу прижатия. Вторые – оттягивают диск. По большей части используют нажимную схему.

Широкое практическое применение нашли два вида:

  1. роликовый;
  2. гидравлический.

Роликовые – передают усилие механическим путём от педали посредством системы рычагов или тросиков. Усилие от педали может передаваться не напрямую, а через электродвигатель. Это может быть использовано для целей облегчения нажатия или в целях автоматизации (в автоматических коробках передач, к примеру). На конструкцию последнее не влияет. В основе это обычные подшипники на роликах или шариках.

Гидравлические – передают усилие от инициатора (педаль или автоматика) при помощи гидросистемы. Фактически гидравлический – комбинированное устройство, состоящее из механического подшипника, который приводится в движение гидравлическим поршнем.

Замена выжимного подшипника. Сделай Сам!

Похожие записи:
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля